Что лучше – мягкая или жесткая подвеска?
На тематических форумах не утихают споры о том, какая подвеска лучше для авто – мягкая или жесткая. К единому мнению прийти не удается, т.к. каждая сторона дискуссии выдвигает множество вполне здравых и убедительных аргументов в пользу своей точки зрения. Все потому, что оба варианта по-своему хороши и в каждом отдельно взятом случае правыми могут оказаться как те, так и другие. Попробуем разобраться в данном вопросе.
Жесткая подвеска
В системах этого типа используют жесткие пружины с коротким ходом. Такая подвеска не дает автомобилю сильно накрениться. Отсюда следуют ее преимущества:
- Хорошая управляемость автомобиля на большой скорости: он четче реагирует на движение руля и не раскачивается при резких маневрах, что исключает отрыв колес и опрокидывание.
- Короткий тормозной путь.
- Быстрый набор скорости.
- Резкие маневры не требуют больших усилий.
Очевидно, что эти особенности важны только тем, кто предпочитает динамичный стиль вождения и быструю езду. Поэтому жесткими ходовыми оснащают спорткары и машины премиум-класса с мощными моторами.
Некоторые автомобили оборудованы настраиваемой системой подрессоривания. Но все они относятся к дорогому ценовому сегменту. Если вы владеете обычной машиной и считаете ее подвеску недостаточно жесткой, можно сделать следующее:
- Заменить пружины и амортизаторы.
- Установить полиуретановые сайлентблоки вместо резиновых.
- «Обуть» машину в низкопрофильные шины из твердой резины.
- Установить стабилизатор поперечной устойчивости.
Последняя мера является крайней. Стабилизатор представляет собой торсион, препятствующий перемещению колес на одной оси друг относительно друга и тем самым не позволяющий автомобилю сильно накрениться. Но у такого решения есть существенный недостаток – происходит дополнительная перегрузка наружного по отношению к повороту колеса и разгрузка внутреннего.
Самый дорогостоящий вариант – замена подвески на активную (адаптивную) пневматическую. Ее жесткость регулируется в автоматическом режиме путем изменения давления воздуха в исполнительном механизме. Электроника выбирает оптимальное значение, опираясь на данные с датчиков о качестве дорожного полотна, скорости автомобиля, массе перевозимого груза и т.д. Настроить жесткость можно и вручную.
Важным преимуществом пневмоподвески является возможность менять в широких пределах клиренс. Однако, проходимость по бездорожью у нее не очень хорошая, особенно у бюджетных версий. Стоимость же качественной системы исчисляется десятками тысяч рублей.
Недостатки жесткой подвески
Перед тем как заняться перенастройкой системы подрессоривания, следует тщательно взвесить все «за» и «против». Дело в том, что у жесткой подвески есть множество недостатков:
- Ощутимые удары при движении по неровной дороге. Из-за этого страдает спина водителя и резко сокращается ресурс всех узлов автомобиля.
- Увеличенный расход топлива. Во время преодоления неровностей силовой установке приходится затрачивать дополнительную энергию на то, чтобы поднять кузов машины. В варианте с мягкой подвеской поднимаются только колеса, тогда как высота кузова остается неизменной.
- Плохое сцепление колес с дорогой. Это особенно проявляется на некачественных покрытиях.
Последний пункт нужно пояснить. Даже качественное дорожное полотно не является идеально ровным, поэтому 4 точки, на которые опирается автомобиль, практически никогда не лежат в одной плоскости. Чтобы положение машины было устойчивым, колеса должны иметь возможность подниматься и опускаться независимо друг от друга. У мягкой подвески проблем с этим нет и автомобиль прочно «держится» даже за самую неровную дорогу. А вот при наличии жестких короткоходовых пружин движение колес в вертикальном направлении ограничено и на некачественном покрытии какое-то из них окажется разгруженным, т.е. машина будет опираться только на 3 точки. Подобным образом ведет себя табурет, у которого ножки имеют разную длину: он качается и одна из опор все время находится в воздухе.
Из всего сказанного следует вывод: в России и других странах постсоветского пространства, где дороги пока далеки от совершенства, предпочтительной является в меру мягкая подвеска. С учетом этого зарубежные автопроизводители в основном адаптируют свои машины, предназначенные для отечественного рынка, перенастраивая амортизаторы и применяя мягкие длинноходовые пружины.
Мягкая подвеска
В России из-за низкого качества дорог систему подрессоривания чаще всего стремятся не ужесточить, а смягчить. Тем более что большинство водителей придерживается спокойного стиля вождения. С мягкой подвеской эксплуатация автомобиля становится более комфортной, а узлы служат намного дольше.
Прежде чем предпринимать какие-либо меры, следует провести диагностику ходовой. Возможно, ее жесткость обусловлена неисправностью одного из узлов. Самая банальная причина – перекачаны шины.
Если диагностика проблем не выявила, подвеску смягчают. Существует несколько способов:
- Настройка или замена шин.
- Применение упругих вставок.
- Замена или переделка пружин и амортизаторов.
- Изменение соотношения подрессоренной и неподрессоренной масс.
Некоторые из методов нуждаются в пояснении. Под настройкой шин понимают снижение давления воздуха в них. Это самый простой способ смягчения подвески, к тому же он ничего не стоит. Но это только на первый взгляд. Эксплуатация автомобиля на приспущенных шинах приводит к ряду негативных последствий:
- возрастает расход топлива;
- увеличивается тормозной путь;
- резко сокращается срок службы покрышек.
Правильнее будет заменить шины на более мягкие – имеющие высокий профиль и выполненные из податливой резины. Под высотой профиля понимают расстояние от посадочного места на колесном диске до крайней точки протектора. Этот параметр указывают в маркировке покрышки на ее боковой поверхности. Предположим, там написано: 170/70 R13. Первое число «170» – это ширина профиля. «70» – это его высота в процентах от ширины. То есть у данной покрышки высота профиля составляет 170*0,7=119 мм.
Самые мягкую резину выпускают компании Pirelli и Michelin.
Применение упругих вставок
Если подвеску нужно смягчить лишь немного, поместите под пружины подкладки из толстой прочной резины. Дополнительное преимущество такого решения состоит в увеличении дорожного просвета. Улучшится проходимость машины; к тому же в нее можно будет положить больше груза, не опасаясь сильного проседания.
Уточните материал сайлентблоков. На некоторые машины ставят полиуретановые, а они отличаются большой жесткостью. Если такие установлены и у вас, замените их на обычные резиновые.
Переделка или замена пружин и амортизаторов
К числу малозатратных методов относят подрезку пружин. Уменьшение их длины на жесткость не влияет, но сокращается радиус качения автомобиля во время преодоления препятствий. Из-за этого тряска в салоне ощущается гораздо слабее.
Недостаток данного решения состоит в уменьшении дорожного просвета, ведь после подрезания пружин кузов опустится. Как результат, снижаются проходимость и грузоподъемность автомобиля.
Разумнее приобрести и установить новые, более мягкие пружины. Наибольший комфорт обеспечивают изделия из прутка переменного сечения. Но они не рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации, поэтому не могут применяться на грузовых автомобилях и микроавтобусах. В такой транспорт устанавливают только пружины из прутка постоянного сечения.
Поведение подвески во многом определяют и характеристики амортизаторов. Эти устройства предназначены для гашения колебаний. Без них автомобиль во время движения раскачивался бы, теряя управление.
Существует 3 вида амортизаторов:
- масляные;
- газомасляные однотрубные (часто называют просто газовыми);
- газомасляные двухтрубные.
Амортизатора первого типа – самые мягкие. Они легко сжимаются, т.к. масло при перетекании в соседнюю полость не встречает никакого сопротивления.
Другие преимущества этих устройств:
- экономичность;
- надежность;
- большой ресурс.
Есть и существенные недостатки:
- Сильный крен автомобиля в поворотах.
- Появление в масле пузырьков воздуха как результат кавитации или закипания, что приводит к перегреву устройства с последующим разрушением поршня и уплотнителей.
Из-за этих минусов масляные амортизаторы считаются устаревшими, хотя все еще имеют большое распространение.
Однотрубные газомасляные аналоги – самые жесткие. Здесь масло, попавшее в смежную камеру при срабатывании амортизатора, испытывает давление со стороны сжатого инертного газа (обычно азота). Благодаря этому, устройство быстрее разжимается. Такие амортизаторы применяют на транспортных средствах, испытывающих большие нагрузки: гоночных автомобилях, внедорожниках, спецтехнике. У них есть такие преимущества:
В устройствах третьего типа – двухтрубных газомасляных амортизаторах – тоже присутствует сжатый газ, но не в отдельной камере, а в пространстве между двумя цилиндрами. Такая конструкция обеспечивает более мягкое сжатие, чем у однотрубного аналога, при этом крена и кавитации тоже удается избежать. Таким образом, данный амортизатор сочетает в себе достоинства двух других типов и лишен их недостатков. Поэтому именно такие устройства устанавливают на большинство современных автомобилей.
Вывод. Узнайте, какие амортизаторы стоят на вашем автомобиле и замените их на более мягкую версию. Если часто приходится ездить по плохим дорогам, предпочтительными являются масляные устройства.
Изменение соотношения подрессоренной и неподрессоренной масс
Автомобиль условно делится на 2 части – подрессоренную и неподрессоренную. К первой относят кузов и жестко скрепленные с ним элементы. Ко второй – все то, что при работе подвески движется относительно кузова. Это колесные диски, покрышки, ступичные подшипники, элементы тормозной системы и т.д.
В среднем вес подрессоренной части автомобиля составляет 85% всей его массы. Чем выше эта доля, тем мягче и комфортнее ход у транспортного средства. Очевидно, что изменить соотношение в нужную сторону можно двумя способами:
- увеличить подрессоренную массу;
- уменьшить неподрессоренную.
Первый метод часто используют владельцы машин с рессорами – перед поездкой они загружают ось. Но у этого варианта есть существенные недостатки:
- большой расход топлива;
- ухудшение динамики;
- плохая управляемость.
Более выгодным является второй способ – уменьшение подрессоренной массы. Для этого делают следующее:
- Меняют стальные диски на легкосплавные из материалов на основе алюминия, магния или титана.
- «Обувают» машину в резину с умеренными шириной и высотой профиля.
- Ставят колеса меньшего радиуса.
Второй и третий пункты могут привести к обратному эффекту. Узкая покрышка с невысоким профилем сама по себе жестче, о чем говорилось выше. А небольшие колеса глубже проваливаются в ямы, отчего тряска усиливается. Поэтому в основном ограничиваются установкой легкосплавных дисков. Они делятся на 2 вида:
- литые;
- кованые (на самом деле их изготавливают, как и стальные, методом штамповки).
Первый вариант дешевле, но несколько тяжелее. К тому же при сильных ударах они не гнутся, а трескаются, что сильно усложняет ремонт.
Штамповка сопровождается упрочнением сплава, поэтому кованые диски имеют более тонкие стенки, а значит и весят меньше. Но и стоимость у них выше.
Заключение
Необдуманные манипуляции с системой подрессоривания могут привести к негативному результату. В частности, опасной является ситуация, когда характеристики передней и задней подвесок хоть немного отличаются. Поэтому все действия по коррекции жесткости системы рекомендуется производить под надзором опытного и грамотного автомастера.