Классификация моторных масел
Классификация моторных масел по способу производства
По способу изготовления масла делятся на 3 типа:
- синтетические;
- полусинтетические;
- минеральные.
Способ получения определяет стоимость и рабочие качества состава.
Минеральные масла
Эту группу производят путем перегонки нефти. Ее разделяют на фракции с разным химическим составом и плотностью – от газа до твердого остатка. Некоторые из этих веществ обладают свойствами, позволяющими применять их в качестве смазывающих жидкостей. Они и составляют основу минерального моторного масла.
В чистом виде продукты нефтеперегонки непригодны для длительной эксплуатации в двигателях. Для улучшения характеристик в них добавляют т. н. присадки.
- Антифрикционные. Еще больше снижают коэффициент трения, уменьшая расход топлива и нагрузку на детали. КПД двигателя возрастает.
- Противоизносные. Хорошо взаимодействуют с металлами, благодаря чему детали покрываются тонкой пленкой. Защитный слой постоянно возобновляется. Такие присадки работают в высоконагруженных узлах и в прочих местах, которые не может защитить от износа чистое масло.
- Вязкостно-загущающие. Способствуют росту индекса вязкости масла и тем самым увеличивают температурный диапазон: в мороз смазка сохраняет текучесть, а в жару ее густоты хватает для образования антифрикционной пленки (нет деструкции загустителя).
- Моющие (детергенты). Выводят из зон трения с высокой температурой продукты износа деталей и разложения масла, не давая им превратиться в твердый налет (лак и нагар).
- Диспергирующие. Не дают оседать отложениям и саже, растворенным моющими добавками. В результате исключается повторное образование осадка.
- Антиокислительные. Замедляют реакции окисления в смазке, катализаторами которых выступают температура, давление, металлы и газы.
- Антикоррозионные. Оседают на поверхностях в виде защитной пленки, которая противостоит воздействию кислот, вызывающих коррозию металлов.
- Депрессорные. Не дают парафинам кристаллизоваться и тем самым делают возможной эксплуатацию смазки при низких температурах.
- Антипенные. Препятствуют вспениванию смазки.
Присадки условно делят на 2 группы:
- модифицирующие (антипенные, вязкостно-загущающие и др.) – улучшают физические свойства состава;
- защитные (антифрикционные, антикоррозионные и др.) – уменьшают износ трущихся деталей.
Совокупность добавок в смазке определенной марки называют пакетом. От его состава и рецептуры зависят эксплуатационные показатели и назначение масла.
Преимуществом минеральных масел является простая технология изготовления, а соответственно, и низкая цена.
Недостатки:
- слабая химическая стабильность;
- повышенное содержание посторонних веществ, особенно при получении из высокосернистых сортов нефти;
- пониженная окислительная стойкость, обусловленная присутствием молекул углеводородов из смежных фракций;
- высокая испаряемость;
- непереносимость низких температур (смазка густеет), из-за чего в северных широтах без пускового подогревателя не обойтись.
Перечисленные особенности ограничивают сферу применения минеральных составов и сокращают срок их службы.
Синтетические моторные масла
Эту разновидность смазки получают путем химических преобразований. Существует несколько технологий.
- Синтез тяжелых углеводородов из этилен-бутиленовой смеси (полиальфаолефиновая синтетика, или ПАО). Продукт имеет низкие испаряемость и температуру застывания, высокую сопротивляемость окислению. Технология затратна, поэтому масло получается дорогим.
- Глубокий гидрокрекинг нефти (HC-синтетика). Длинные углеводородные молекулы дробят на короткие. Продукт лишь немногим дороже минерального масла, но по качествам близок к синтезированному.
- Газожидкостная конверсия (Gas to Liquids, или GTL). Жидкие углеводороды делают из природного газа. Продукт имеет высокие характеристики на уровне полноценной синтетики, но по стоимости близок к гидрокрекинговому.
- Полимеризация эфирных компонентов растительного происхождения (эстеровые масла). Полиэфирные соединения обходятся дороже всех прочих, но зато имеют ряд существенных преимуществ: образуемая ими пленка прочнее держится на металле, а вязкость состава можно «программировать» на этапе производства.
По сравнению с минеральными все синтетические масла имеют следующие преимущества:
- однородный состав;
- химическую стабильность;
- малую потребность в коррекции свойств присадками;
- широкий диапазон рабочих температур;
- длительный срок службы.
Часто производители используют смесь синтетических продуктов: в основу из ПАО или GTL добавляют гидрокрекинговый компонент, а также немного эстеровых масел. Эта методика позволяет снизить стоимость состава и при этом оставить его характеристики на относительно высоком уровне.
Все чаще в смазочных жидкостях вместо ПАО встречается GTL-синтетика. Технология газожидкостной конверсии позволяет получать настолько чистые углеводороды, что ее применяли даже для изготовления маргарина. Активнее всех над совершенствованием этой методики работает компания Shell, считая ее весьма перспективной. Некоторые эксперты усматривают в GTL-продуктах альтернативу натуральной нефти в будущем, когда ее запасы иссякнут.
Полусинтетические моторные масла
Это средний по цене и свойствам вариант. Представляет собой смесь минерального масла и синтетического, полученного гидрокрекингом нефти. У разных марок пропорции отличаются, но чаще всего доля синтетики составляет 30–35 %.
Какое моторное масло лучше
На выбор подходящей марки влияют два фактора – возраст автомобиля и режим эксплуатации. Для старого мотора с большим пробегом покупка дорогой синтетики будет нецелесообразной, особенно если ему присущи большие потери на угар. В него лучше залить минеральное масло.
Новый мотор, соответствующий последним экологическим стандартам и работающий в высоконагруженном режиме, нуждается в синтетической смазке. Здесь нужны высокая стойкость и хорошая текучесть, позволяющая проникать в небольшие зазоры.
В новые двигатели, работающие с умеренной нагрузкой, заливают полусинтетику.
Перед походом в магазин не забудьте посмотреть в документации к автомобилю требования производителя к маслу. Они оформлены в виде собственного стандарта, например Porsche A40 или VW 502.00. Лучше всего, если смазка имеет одноименный допуск. Это значит, что она была сертифицирована автопроизводителем по данному стандарту.
Если сертификата нет, но параметры у масла такие же – говорят только о соответствии стандарту. Масло с соответствием – тоже неплохой вариант, но менее надежный, чем с допуском.
Можно ли смешивать масла самостоятельно
Несмотря на то что производители ГСМ активно практикуют смешивание разных видов масла, делать это в домашних условиях не рекомендуется. На заводе совместимость компонентов проверяют по многим параметрам, а готовый продукт подвергают лабораторным испытаниям. Проделать эту работу дома невозможно, поэтому масло с большой вероятностью получится низкокачественным.
Основные характеристики моторных масел
К главным характеристикам смазывающих составов относятся:
- вязкость;
- испаряемость;
- коксуемость;
- сульфатная зольность;
- щелочное число (КОН);
- плотность;
- температура вспышки;
- температуры застывания и прокачиваемости.
Перечисленные свойства оказывают прямое влияние на поведение смазки в разных температурных и нагрузочных режимах.
Вязкость
Этот показатель определяет степень текучести смазочной жидкости. Вязкость бывает кинематической и динамической. Первую определяют так: заливают смазку в вискозиметр (сосуд с тончайшим (капиллярным) отверстием в донышке) и измеряют временной отрезок, за который жидкость вытечет под действием собственного веса.
Испытания проводят при +40 и +100 °С. Далее производят расчеты по формулам. Единица измерения кинематической вязкости в системе:
- СИ – кв. м/с;
- СГС – стоксы (Ст). 1 Ст = 0,0001 кв. м/с.
Динамическая вязкость указывает на силу сопротивления движению слоев масла друг относительно друга. Ее измеряют посредством ротационных вискозиметров, имитирующих работающий мотор. Единица измерения в системе СИ – паскаль-секунды (Пас), в СГС – пуазы (П). 1 Пас = 10 П.
Важная характеристика – индекс вязкости (ИВ). Эта безразмерная величина характеризует пологость графика зависимости кинематической вязкости от температуры. По ней определяют пригодность смазки для тех или иных условий эксплуатации.
Чем выше параметр, тем стабильнее масло, т. е. его кинематическая вязкость мало меняется при нагреве и остывании, а температурный диапазон эксплуатации – более широкий.
Смазка с малым индексом вязкости затрудняет пуск мотора на холоде, а при высокой нагрузке разжижается и не может защитить металл от износа.
Разные виды масел имеют такие индексы вязкости:
- минеральные – от 120 до 140;
- полусинтетические – от 130 до 150;
- синтетические –140–170.
Испаряемость
Другое название величины – летучесть. Показывает, какой процент нагретой до +245,2 °С смазки испаряется за 1 час при рабочем давлении 20 мм рт. ст.
Чем ниже угар, тем меньше расход масла. Хорошим считается показатель до 14 %, у синтетических смазок он не преодолевает 8%-ного порога.
Коксуемость
Показывает, какая часть смазки при определенных условиях превращается в смолы и нагар. Зависит от степени очистки состава. Оптимальные значения параметра, %:
- для высоковязких смазок – до 0,7;
- для низковязких – до 0,15.
Сульфатная зольность
Показывает процентное содержание тех присадок (в основном моющих), которые в процессе использования из-за выгорания превращаются в золу – шлаки и нагар. Эти вещества оседают на кольцах, поршнях и клапанах, повреждая металл и способствуя снижению КПД двигателя. У дизельных моторов они забивают сажевые фильтры, у бензиновых – катализаторы.
По зольности смазки делятся на 3 вида:
- полнозольные – до 1,1 %;
- среднезольные – 0,6–0,9 %;
- малозольные – до 0,5 %.
Критические значения параметра для моторов, %:
- бензиновых – 1,55;
- дизельных – 1,8;
- дизельных высокой мощности – 2.
Смазочную жидкость с высокой зольностью нужно своевременно менять, иначе она навредит двигателю.
Щелочное число
Показывает долю KOH (гидроокиси калия) в мг на 1 г масла. Это вещество нейтрализует кислоты, вызывающие коррозию металлов и способствующие образованию шламов и других углеродистых отложений.
Чем выше концентрация КОН, тем долговечнее смазка. Оптимальное содержание КОН (мг/г) для моторов:
- бензиновых – 8–9;
- дизельных – 11–14.
- SAE;
- API;
- ACEA;
- ГОСТ 17479.1-2015.
- проворачивания при Т = -35 °С – 6200 сП (сантипуаз);
- прокачивания при Т = -40 °С – 60 000 сП.
- SAE 10W – -30…+20 °С;
- SAE 20W – -20…+30 °С;
- SAE 30 – от 0 до свыше +40 °С;
- SAE 40 – от +5 до свыше +40 °С;
- SAE 50 – от +10 до свыше +40 °С.
- 0W20, 0W30 – -40…+40 °С;
- 5W20, 5W30 – -35…+40 °С;
- 10W30, 10W40 – от -30 до свыше +40 °С;
- 15W40 – от -25 до свыше +40 °С;
- 20W50 – от -20 до свыше +40 °С.
- моторное масло 5W40 – для двигателей, выпущенных в 1990-х и начале 2000-х годов (на Крайнем Севере – 0W40);
- 5W30 – универсальные составы для большинства современных двигателей;
- 0W20 – маловязкие масла для некоторых типов современных силовых агрегатов;
- 5W50, 10W60 – для транспортных средств, эксплуатируемых в жестком режиме (масла этих марок называют «спортивными»).
- C – моторное масло для дизельного двигателя;
- S – для бензинового.
- A/B – для легковых автомашин;
- C – для моторов стандарта Евро-4 и выше;
- E – для грузовиков и спецтехники.
- A1/B1 – высокооборотистые силовые агрегаты;
- A3/B3 – техника для длительной работы с большими нагрузками (фургоны, микроавтобусы) и форсированные моторы;
- A3/B4 – агрегаты большой мощности с прямым впрыском;
- С1, С2, С3, С4 – моторы с сажевыми фильтрами и каталитическими системами доочистки выхлопных газов.
- Литера «М» – «моторное».
- Число, выражающее вязкость ГСМ в кв. мм/с или сСт (сантистоксах) при Т = +100 °С (может присутствовать литера «З», означающая наличие в составе загустителей).
- Буква, обозначающая тип форсирования мотора.
- А – нефорсированные;
- Б – малофорсированные;
- В – среднефорсированные;
- Г – сильнофорсированные;
- Д – сильнофорсированные дизельные для больших нагрузок в длительном режиме;
- Е – тихоходные дизельные на высокосернистом горючем.
- 1 – для бензиновых агрегатов;
- 2 – для дизельных.
- М-10Г2 – моторная смазка с вязкостью 10 сСт при Т = +100 °С, предназначена для сильнофорсированных дизелей;
- М-6З/10В – моторное масло с вязкостью, повышенной за счет введения загустителей с 6 до 10 сСт, используется в среднефорсированных бензиновых и дизельных агрегатах;
- М-8В2Г1 – моторное масло с вязкостью 8 сСт при Т = +100 °С, предназначено для среднефорсированных дизельных моторов и сильнофорсированных бензиновых.
- М-8Г2(К) – для автомобилей КамАЗ и тракторов К-701;
- М-10Г1(И) – с импортными присадками;
- М-8В2(Т) – может применяться и в трансмиссиях;
- М-10Д(М) – малозольное (оптимизировано для применения в двигателях с турбонаддувом).
- API SL/CF;
- ACEA A3/B4.
- доступная цена;
- легкий запуск неразогретого силового устройства даже в самый сильный мороз – t застывания масла Sintec Platinum составляет -47 °С;
- длительная защита двигателя от кислот – содержание КОН составляет 10,22 мг/г;
- малые потери на угар – t вспышки составляет +236 °С;
- совместимость с уплотнительными материалами;
- совместимость с современными катализаторами для нейтрализации отработавших газов.
- повышенный расход – испаряемость составляет 10,9 %;
- требует своевременной замены – зольность составляет 1,29 %.
- SAE 5W30;
- API SM;
- ACEA A5.
- большой срок службы;
- малое количество нагара;
- совместимость с мощными агрегатами;
- хорошие промывочные свойства;
- надежность на границах термодиапазона;
- универсальность.
- высокая стоимость;
- избыток серы и фосфора (вредят катализаторам).
- API SM/SN/SL/SJ;
- ACEA A3/B3, A3/B4.
- большой ресурс, в т. ч. при эксплуатации автомобиля в жестком режиме;
- низкая температура застывания;
- высокие противоизносные свойства;
- эффективные моющие присадки в составе;
- относительно низкая цена.
- высокая зольность – 1,4 %;
- не подходит для турбированных двигателей с фильтрами DPF.
- SAE 5W40;
- API SL/CF;
- ACEA A3/B4.
- большой ресурс (КОН составляет 10,09 мг KOH/г);
- хорошие моющие свойства (но зольность составляет 1,35 %);
- универсальность.
- низкая надежность зимой – t застывания составляет -37 °С, так что при -30 °С могут быть проблемы при запуске мотора;
- цена не соответствует характеристикам;
- не подходит двигателям с прямым впрыском и оснащенным системой доочистки выхлопных газов.
- API SN;
- ACEA A3/B4.
- крайне низкие потери на угар – температура вспышки составляет +247 °С;
- особый набор присадок Active Seal Conditioning для бережного отношения к уплотнителям;
- повышенная концентрация магния и пониженная – кальция, что хорошо для турбин;
- хороший «зимний» запас;
- широкий диапазон температур;
- большой ресурс.
- мало молибдена.
- SAE 5W30;
- API SL/CF;
- ACEA A5/B5.
- t вспышки – 226 °С;
- t застывания – -36 °С;
- индекс вязкости – 163.
- совместимость с системами нейтрализации отработавших газов;
- низкая зольность – всего 0,98 %;
- выраженная антикислотная защита – щелочное число составляет 10,3 мг KOH/г.
- малый срок службы;
- увеличенный расход из-за угара.
- API SN/CF;
- ACEA A3/B3, A3/B4.
- индекс вязкости – 178;
- щелочное число – 10,45 мгKOH/г;
- сульфатную зольность – 1,19 %;
- температуру застывания – -43 °С;
- содержание серы – 0,232 %.
- большой ресурс;
- нацеленность на российские условия и топливо;
- высокая концентрация диспергирующих присадок;
- подходит для новейших силовых агрегатов;
- высокая степень очистки основы;
- химическая устойчивость при высоких нагрузках.
- великоваты потери на угар – температура вспышки составляет +225 °С;
- цена не соответствует характеристикам, причем не в пользу покупателя;
- на рынке много подделок.
- API SN;
- ACEA A1/B1, A5/B5.
- индекс вязкости – 164;
- зольность – 1,24 %;
- температура вспышки – +207 °С, застывания – -45 °С.
- адаптация под российское топливо с большим содержанием серы – пакет присадок содержит много антиокислителей;
- способность к длительной нейтрализации кислот – щелочное число составляет 11,62 мг KOH/г;
- инновационная технология «умные молекулы», обеспечивающая надежное обволакивание деталей;
- комфортный холодный запуск.
- высокая сульфатная зольность – не допускается промедление с рекомендованной заменой;
- обилие фальсификата на рынке.
- API SL/CF;
- ACEA A3/B4.
- индекс вязкости – 162;
- сульфатная зольность – 1,0 %;
- Т вспышки – +214 °С;
- Т застывания – -42 °С;
- щелочное число – 10,0 мг KOH/г.
- низкая цена;
- высокие моющие способности;
- сохранение текучести в морозы;
- комфортный пуск холодного двигателя;
- совместимость со многими моторами и видами топлива.
- не подходит для эксплуатации в моторах с сажевыми фильтрами;
- трудно найти в продаже.
- SAE 5W40;
- API SM/SL/CF;
- ACEA A3/B3, A3/B4, C3.
- крайне низкая зольность – 0,83 %;
- хорошие смазывающие свойства в течение всего срока эксплуатации, в т. ч. при повышенных оборотах;
- универсальность.
- низкое щелочное число – 7,04 мг KOH/г;
- плохо подходит для зимней эксплуатации – t застывания составляет -38 °С.
- API SN Plus;
- ACEA – отсутствует.
- индекс вязкости – 163;
- t застывания – -46 °С;
- температура вспышки – +230 °С.
- доступная цена;
- низкая сульфатная зольность – всего 0,94 %;
- мизерное количество серы – 0,186 %;
- отсутствие подделок – объясняется низкой ценой и использованием жестяной тары.
- отсутствует допуск ACEA;
- не слишком большое щелочное число – 8,78 мг КОН/г.
- используется чистейшая и качественнейшая гидрокрекинговая основа Yubase собственной разработки;
- оптимально подобран состав пакета присадок.
- низкая цена;
- универсальность;
- высокий процент молибдена в пакете присадок (защищает детали от износа при повышенных нагрузках);
- хорошие показатели при высоких оборотах и термонагрузках;
- малый расход на угар – t вспышки составляет +240 °С;
- хороший зимний запас – t застывания составляет -40 °С.
- недолговечность по части нейтрализации кислых сред – щелочное число составляет всего 7,1 мг KOH/г, замена требуется каждые 7,5 тыс. км пробега;
- не подходит для дизелей и бензиновых установок с системой дополнительной обработки выхлопных газов.
Избыток KOH тоже является нежелательным. В двигателях последнего поколения нельзя применять смазку с концентрацией этого вещества более 14 мг/г.
Чтобы уложиться в экологические стандарты евро-4 и евро-5, производители моторных масел снижают концентрацию КОН до 6,1–7 мг/г. Из-за этого защитные свойства смазки теряются и наблюдается ускорение износа двигателя.
Плотность
Качественное масло при Т = +20 °С имеет плотность 0,83–0,88 г/куб. см.
При большей величине оно плохо циркулирует сквозь зазоры и канальцы, при меньшей – не обеспечивает образование пленки достаточной толщины.
Если мотор подолгу обеспечивает движение с большой скоростью, рекомендуется подбирать марку с большей плотностью. Если он часто работает вхолостую либо в режиме «старт-стоп» – более жидкую.
Температура вспышки
Пары хорошего моторного масла воспламеняются при температуре 210–230 °С и выше. Чем ниже этот порог, тем выше вероятность воспламенения смазки при контакте с горячими поверхностями. Это способствует образованию нагара.
Температуры застывания и прокачиваемости
Температура застывания смазки должна быть на 5–10 °С ниже, чем наименьшая температура воздуха в данном климатическом поясе. Иначе пуск двигателя будет сопровождаться сильным износом.
На практике хладостойкость масла чаще характеризуют минимальной температурой прокачивания. Это параметр, при котором насос еще обеспечивает циркуляцию смазки. Температура прокачивания несколько выше температуры застывания, поэтому покупатели ориентируются в первую очередь по ней.
Маркировка
Существует 4 стандарта смазки:
Каждый применяет свою систему обозначений.
Стандарт SAE
Расшифровка аббревиатуры – Society of Automotive Engineers («Сообщество автомобильных инженеров»). Организация установила стандарт вязкости масел. Он включает в себя 11 марок: SАЕ 0W, SАЕ 5W, SАЕ 10W, SАЕ 15W, SАЕ 20W, SАЕ 25W, SАЕ 20, SАЕ 30, SАЕ 40, SАЕ 50, SАЕ 60. Литера W означает winter («зима»).
Она говорит о том, что смазка этого типа может эксплуатироваться и в морозную погоду. Отсутствие символа W в марке (например, SAE 60) говорит о пригодности эксплуатации смазки в жару.
Для каждой категории заданы значения разных видов вязкости. Например, масла марки SАЕ 0W имеют максимальную вязкость:
Минимальная кинематическая вязкость при +100 °С составляет 3,8 сСт.
Также для каждого класса установлен диапазон допустимых температур наружного воздуха, например:
Вне диапазона масло густеет (при охлаждении) либо сильно разжижается (при перегреве). Это приводит к повышенному износу при холодном пуске двигателя. При более высоких температурах смазка сильно разжижается и теряет способность создавать пленку достаточной толщины.
С появлением новых присадок стали выпускать масла с более широким допустимым температурным диапазоном. Их обозначают комбинированной маркировкой, например 5W40. Такие смазки называют «всесезонными».
Примеры температурных диапазонов для некоторых марок:
Температурный режим зависит не только от погоды, но и от нагрузки на мотор, а также его состояния. В старых двигателях отдельные детали сильнее греются. В российских климатических условиях за смазками разных марок закрепилось такое назначение:
В силовые установки старых автомобилей, выпущенных до 1990 года, преимущественно заливают масло моторное 10W40. В дизельные агрегаты с сажевыми фильтрами – специальные сертифицированные смазки с низкими зольностью и испаряемостью. В основном они относятся к типу 5W30.
Стандарт API
Эта система классифицирует масла по назначению. Стандарт разработан совместно 3 американскими организациями.
API делит смазки на 2 больших класса:
В каждом классе есть подклассы – всего их 25. Например, SM – для бензиновых силовых установок 2005 г. выпуска, SN – 2011-го. Марки API SN соответствуют самым последним, наиболее жестким требованиям. Смазку подкласса CF-2 заливают в 2-тактные дизельные агрегаты с тяжелым режимом работы.
Если масло можно применять в двигателях обоих типов, используют комбинированную маркировку. Первым указывают приоритетный вид мотора. Например, смазку марки API CI-4/SL рекомендуется заливать в 4-тактные дизели 2002 г. выпуска с тяжелым режимом работы, но также она подходит для бензиновых моторов 2000 г. выпуска.
Системы API и SAE не заменяют, а дополняют друг друга. Выбирая масло, обращайте внимание на обе маркировки.
Стандарт ACEA
Разработчик – «Европейская ассоциация автопроизводителей». Стандарт тоже классифицирует смазки по назначению, но с учетом экологических требований.
Есть 3 большие группы:
В каждом классе есть подгруппы, например:
Чем больше цифра, тем выше требования к параметрам масла.
ГОСТ 17479.1-2015
Требования ГОСТ 17479.1-2015 учитывают отечественные изготовители ГСМ – компании «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и пр.
Код продукта состоит из следующих символов.
По виду форсирования моторы делятся на 6 групп:
Цифра после буквы обозначает:
Отсутствие цифры говорит о пригодности смазки для обоих вариантов.
Примеры маркировок:
После основной марки в скобках могут указывать дополнительную информацию о свойствах, составе или назначении смазки. Примеры:
Рейтинг моторных масел 2021–2022
Моторные масла выпускаются многими компаниями и в большом ассортименте. Но некоторые позиции завоевали особое доверие у покупателей. Они имеют высокое качество и оптимальный состав пакета присадок, что подтверждается многолетней практикой.
1. Sintec Platinum 5W30
На емкости с этим моторным маслом проставляют следующую маркировку:
Смазка имеет ряд допусков: BMW Longlife-01, MB 229.3, Renault RN 0700/0710, VW 502.00/505.00, АО «АвтоВАЗ», ЗФ ООО «УАЗ».
Масло «Синтек» выпускает российское предприятие «Обнинскоргсинтез». Разработчик учел особенности российского климата, поэтому смазка превосходит по своим характеристикам многие зарубежные аналоги.
Для улучшения свойств в полностью синтетическую гидрокрекинговую базу добавляют присадки от лучших мировых производителей. Они обеспечивают термоокислительную стойкость, долговечность и оптимальную вязкость при экстремальных температурах (индекс вязкости составляет 168). За счет присутствия молибдена противостоят истиранию металлических поверхностей двигателя.
Благодаря высокой температуре вспышки смазка не образует нагара в изношенных и высоконагруженных двигателях.
Достоинства:
Недостатки:
2. Total Quartz 9000 Energy HKS
Синтетическая смазка от именитого французского бренда для 4-тактных двигателей, работающих на любом виде топлива. Маркировка:
Имеет допуск Hyundai-KIA Motors Corporation.
Изготовленная по технологии H-Resistance, эта смазка в первую очередь отличается долговечностью. Стандартная периодичность замены составляет 10–15 тыс. км, но ресурс Тотал Quartz 9000 Energy существенно превосходит этот пробег. Отчасти это объясняется хорошим содержанием КОН – 9,87 мг KOH/г.
Смазка сохраняет достаточную вязкость при интенсивном нагреве, что позволяет эксплуатировать ее в мощных агрегатах даже в жару.
Температура вспышки в +239 °С обеспечивает низкий уровень образования нагара.
t застывания составляет -43 °С, так что смазка является надежной и в мороз.
Достоинства:
Недостатки:
3. Mobil 1 FS X1 5W40
Маркировка масла:
Производитель нашел удачную комбинацию GTL-основы, гидрокрекинговой и полиэфирной. Получился микс с отличными характеристиками, но относительно недорогой.
Пакет присадок от компании Infineum наряду со стандартными компонентами содержит молибден, защищающий металл от износа при повышенных нагрузках.
Температура застывания составляет -59 °С, что намного превосходит стандарт для класса 5W40. Это значит, что даже в экстремальные морозы смазка FS X1 исправно выполняет свои функции. Одновременно она обладает и высокотемпературной вязкостью, что обеспечивает надежную защиту двигателя при больших нагрузках даже в летнюю жару.
Крайне высокая концентрация КОН – 12,86 мг KOH/г. Благодаря этому масло долго сохраняет способность к нейтрализации кислот.
Стоит отметить и хорошую стойкость к окислению. Смазку разрабатывали специально для двигателей с пробегом более 100 тыс. км, в которых вредные для нее выхлопные газы проникают из цилиндра в картер в увеличенном объеме.
Достоинства:
Недостатки:
4. Elf Evolution 900 NF
Марки масла:
Смазка получила допуски GM-LLA025, B025, VW 502.00/505.00, МВ 229.3. Также она рекомендуется к применению автопроизводителем Renault как адаптированная к двигателям этой марки.
Выпускается французской компанией «Эльф» – дочерним предприятием компании Total. Продукция этого производителя поставляется более чем в 100 стран.
Серия Evolution предназначена для спокойного движения в городе с частыми остановками и стартами. Но и на скоростных трассах масло 900 NF показывает себя с самой лучшей стороны. Оно пригодно для большинства силовых агрегатов, в т. ч. мультиклапанных и турбированных. Обладает стабильной вязкостью даже при температурах, выходящих за пределы стандарта 5W40.
Степень разжижения меньше, чем у конкурентов, что делает смазку пригодной для использования в теплонагруженных турбированных моторах без водяной рубашки на картридже.
Основу получают методом глубокого гидрокрекинга нефти, поэтому по характеристикам масло несколько уступает полноценной синтетике. Тем не менее благодаря хорошо сбалансированному пакету присадок оно выглядит весьма достойно на фоне лучших представителей своего класса.
Температура вспышки – +227 °С.
Преимущества:
Недостатки:
5. Shell Helix High Mileage 5w40
Маркировка:
Shell – одна из старейших британских компаний, является передовым разработчиком технологии GTL. Используя собственную методику PurePlus, она научилась изготавливать из природного газа чистые, экологичные масла с отличными эксплуатационными характеристиками. Таковой является и смазка Helix Mileage, хотя в ней GTL-основа разбавлена изрядным количеством гидрокрекингового компонента. Рекомендуется к применению компаниями Mercedes и Ferrari в двигателях этих марок.
Состав устойчив к старению и обладает ярко выраженными защитными свойствами, т. к. предназначен для изношенных двигателей с пробегом более 100 тыс. км. Пакет присадок включает в себя самые эффективные антиоксиданты, а концентрация КОН составляет 12,46 мг/г.
Высокой оценки заслуживает и диапазон рабочих температур (индекс вязкости – 174). Смазка застывает только при -54 °С, при этом и ее высокотемпературная вязкость несколько превышает стандартный показатель для класса SAE 40. Благодаря таким характеристикам Helix Mileage обладает универсальностью и хорошо защищает старые двигатели круглый год в любом климатическом поясе.
По противоизносным и моющим свойствам масло несколько уступает аналогу марки Mobil 1, что объясняется меньшей концентрацией молибдена и бора. Но зато и сульфатная зольность у него в 1,5 раза ниже – всего 1,15 %.
Преимущества:
Недостатки:
6. Motul 8100 Eco-nergy
Масло со следующей маркировкой:
Имеет допуски Renault RN0700 и FORD WSS M2C 913°C.
Смазка с пониженным выбросом вредных веществ, совместимая с биодизельным горючим. Содержит специальный дисперсант, не позволяющий вязкости расти и блокирующий образование отложений из остаточных продуктов сгорания топлива. Также проявляет хорошую окислительную стабильность и устойчивость к высоким температурам.
Характеристики – средние:
Несмотря на это, масло Мотюль 8100 Eco-nergy пользуется большой популярностью среди автолюбителей.
Достоинства:
Недостатки:
7. Лукойл Genesis Armortech For European Cars 5W40
Состав относится к следующим классам:
Имеет допуски MB-Approval 226.5 и 229.5, VW 502.00/505.00, Renault RN 0700/0710. Соответствует стандартам Porsche A40, BMW LL-01, FIAT 9.55535-N2 и 9.55535-Z2, Opel GM-LL-B-025, PSA B71 2296.
Компания «Лукойл» изготавливает это масло с помощью собственной технологии гидрокрекинга. Оно подходит и для отечественных двигателей, и для импортных. Пакет присадок подобран так, чтобы обеспечить стабильную вязкость во всех климатических поясах России, кроме районов Крайнего Севера. Также разработчик смазки учел особенности российских дорог, точнее, характер движения по ним.
Моторное масло Лукойл Genesis Armortech имеет отличные характеристики:
Такие показатели обеспечивают стабильность в жару и холод, защиту от истирания (в составе присутствует молибден), долговечность и стойкость к высоким нагрузкам. Средство можно заливать в изношенные моторы.
Преимущества:
Недостатки:
8. Castrol Magnatec 5W30 A5
Это масло маркируется так:
Создавалось специально для двигателей марки Ford, имеет допуски Ford WSS-M2C913-A / Ford WSS-M2C913-B / Ford WSS-M2C913-C / Ford WSS-M2C913-D.
Владельцем бренда «Кастрол» является британская нефтедобывающая компания BP. Масло Magnatec относится к синтетическим и производится по уникальной технологии Castrol Magnatec Intelligent Molecules. Как уверяет производитель, «умные» молекулы особым образом взаимодействуют с металлами. Они прилипают к ним, словно намагниченные, образуя прочную защитную пленку. Во время простоя двигателя масло Magnatec не стекает, а остается на деталях. Это обеспечивает максимальную защиту при холодном пуске.
Характеристики у этой смазки не самые высокие:
Такие показатели свидетельствуют об узком температурном диапазоне и больших потерях на угар. Поэтому масло Magnatec A5 рекомендуется применять тем, кто предпочитает спокойное вождение.
Достоинства:
Недостатки:
9. Wolf Vitaltech 5W30
Маркировка смазки:
Масло имеет допуски BMW Longlife-01, MB 229.3, Opel GM-LL-B-025, VW 502.00/505.00/501.01.
Синтетическое масло, выпускается в Бельгии. Пригодно для всех типов силовых установок, в т. ч. турбированных. Исключение составляют двигатели с сажевыми фильтрами.
Смазка отменно справляется со своими задачами на границах температурного диапазона, но из-за высоких потерь на угар не годится для скоростной езды.
Состав имеет следующие характеристики:
Низкая t застывания обеспечивает комфортный холодный запуск зимой, а небольшая зольность продлевает срок службы смазки.
Достоинства:
Недостатки:
10. General Motors Dexos2 Longlife
Жидкость маркируется следующим образом:
Имеет допуски: BMW Longlife-04, GM-LL-A-025, GM-LL-B-025, MB 229.51, VW 502.00/505.00/505.01.
Сверхплотное масло – при температуре +15 °С 1 куб. см весит 0,899 г. Это делает его подходящим для движения на большой скорости.
Производитель применяет собственную технологию Low SAPs. Она состоит в особой методике подбора присадок, позволяющей уменьшить концентрацию серы, фосфора и детергентов (повышают зольность) без ущерба защитным свойствам масла.
Индекс вязкости на уровне 173, что говорит о хорошей стабильности в пределах всего температурного диапазона.
Температура вспышки составляет +230 °С. Это значит, что даже в сильнонагруженном высокооборотистом двигателе потери на угар большими не будут.
Достоинства:
Недостатки:
11. Kixx G1 Dexos1 5W30
Маркировка смазки:
Масло имеет допуски ILSAC GF-5, GM Dexos1 GIN2.
Выпускается южнокорейской компанией GS Caltex Corporation. Секрет его популярности прост: производитель устанавливает демократичную цену, обеспечивает высокое качество и ориентируется на недорогие и потому наиболее распространенные автомобили. Базу изготавливают методом гидрокрекинга нефти, но благодаря новейшим присадкам смазка максимально приближена к полноценной синтетике.
Масло Kixx G1 Dexos1 заливают в свои новые автомобили не только корейские автогиганты KIA, Hyundai и Daewoo, но и Volvo.
В процессе производства компания GS Caltex использует собственную технологию VHVI-Synthetic. Та позволяет контролировать вязкость. В результате продукт получается универсальным – пригодным для заливки и в старые, и в новые двигатели.
Характеристики смазки:
Для бюджетного состава это отличные показатели.
Достоинства:
Недостатки:
12. ZIC X5 10W40
Маркировка по API: SN. По ACEA – отсутствует.
Полусинтетическое моторное масло от южнокорейской компании. Хотя жидкость и представляет собой смесь минеральной и гидрокрекинговой основ, она демонстрирует превосходные характеристики на уровне настоящей синтетики. На то есть 2 причины:
Смазка обеспечивает легкий пуск зимой, хорошо противостоит окислителям и перегреву; тщательно, но бережно освобождает поверхности элементов двигателя от нежелательных налетов.
Преимущества:
Недостатки:
Для дизелей производитель выпускает масло ZIC X5 Diesel.
Вывод
У ГСМ есть параметры, которые должны соответствовать типу силового устройства и режиму его работы. Сначала надо посмотреть на маркировку и допуски. Затем уточните зольность, щелочное число, испаряемость и другие важные характеристики. Сравните их с рекомендациями, указанными в техдокументации на ваше транспортное средство, и только после этого принимайте окончательное решение.