Обозначение значков на панели приборов
В современных автомобилях каждый прибор подключен к своему индикатору на приборной панели. В основном автомобилестроители используют общепринятые символы. Но некоторые заводы добавляют и свои фирменные значки, которые можно расшифровать только с помощью заводской инструкции или сервисного центра.
Общие сведения о приборной панели
На приборной панели располагаются контрольно-измерительные приборы и контрольные лампы. К первым относятся спидометры, тахометры и одометры и другие устройства, показывающие измерения — скорость, пробег, обороты и т. д.
Контрольные и сигнальные лампы оповещают водителя о неисправности или, наоборот, о корректной работе автосистем.
- Красный. Информирует о неисправности, которую надо немедленно устранить. В некоторых случаях красный значок не особо критичен, но в большинстве случаев движение автомобиля лучше прекратить. Сигнал тревоги может означать запрет на использование какой-либо системы, работу двигателя и т. д. Водителю надо остановиться или устранить причину активизации тревожного сигнала — например, захлопнуть дверь, пристегнуться или заставить это сделать пассажиров.
- Желтый (или оранжевый). Предупреждает о проблеме, побуждает к совершению какого-либо действия по управлению транспортным средством либо напоминает о сервисном обслуживании. Желтым цветом индикатор сообщает о перегоревшей лампочке, низком уровне стеклоомывателя. Эксплуатировать ТС в таких случаях тоже нежелательно, но такие неисправности в случае продолжения движения сами по себе к аварийным последствиям не приведут.
- Зеленый. Используется для подсвечивания информационных индикаторов, сообщающих о том, что какая-либо система готова к работе или уже функционирует.
Для индикации используются, в основном, три цвета:
В некоторых случаях производитель использует чисто белую или синюю подсветку.
Приборные панели делятся на аналоговые и электронные. В первых используются механические элементы. КИП показывают параметры стрелками, индикаторы освещаются лампами. Такие панели устанавливаются на всех дешевых моделях.
Хотя и среди аналоговых панелей есть интересные варианты: например, оптитронная приборка. Рассмотреть на ней приборы и индикаторы при выключенном двигателе невозможно — настолько сильна ее затемненность. При включении зажигания поочередно загораются стрелки, уровень топлива, спидометр, стояночный тормоз, тахометр. В постоянной видимости во время езды находятся только основные показатели. Остальные значки незаметны –— пока не возникнет необходимость в передаче информации водителю.
Электронные или виртуальные варианты оснащены компьютерными программами, имитирующими на экранах привычное расположение и стандартный вид приборов. Они отличаются красивым дизайном и оснащены индивидуальными настройками. Водитель сам выбирает внешний вид, цвета и прочие параметры. Электронные панели выдают больше информации о состоянии отдельных элементов ТС, чем аналоговые.
Во многих современных машинах появилась функция проецирования приборки на лобовое стекло. Проекционный монитор демонстрирует главные показатели, водитель их видит, не отвлекаясь от дороги.
Далее рассмотрим, что означают значки на панели приборов автомобиля, чаще всего используемые в информировании водителя.
Информационные значки
Силуэт авто с гаечным ключом, расположенным перпендикулярно днищу и проходящим через его центр. Светится, когда в ТС не работает какой-либо сенсор или имеет место сбой электроники в трансмиссии. Найти истинную причину срабатывания индикатора можно только путем проведения диагностики авто.
Красная машина с замком. Говорит о том, что штатную противоугонную систему пора ремонтировать. Если значок мигает в закрытой машине, значит все в порядке, авто под охраной. Если водитель сел в машину и увидел светящийся значок, — скорее всего, он не сможет завести ТС, поскольку оно не видит ключ иммобилайзера.
Желтый силуэт авто, перечеркнутый вертикально стоящим восклицательным знаком информирует водителя о поломке электропривода. Ошибку можно сбросить, скинув клемму аккумуляторной батареи, но саму проблему придется устранять в автосервисе.
Красная легковушка с открытой дверцей (вид сверху). Обычно таким образом система уведомляет водителя о том, что какая-то из дверей открыта. Но иногда значок загорается без видимой причины — значит, неисправность возникла в концевиках дверей.
Желтая машина (вид сзади) с двумя зигзагообразными линиями у колес.Значок называется «скользкая дорога». Он начинает мигать, когда система стабилизации курсовой устойчивости обнаружит на дороге участок со скользким покрытием и начинает противодействовать пробуксовке путем подтормаживания буксующего колеса и снижения мощности мотора. Пока горит описанное изображение, можно не тревожиться. Если дополнительно появились изображения ключа, треугольника или перечеркнутого значка заноса, — система стабилизации требует ремонта.
Гаечный ключ. Загорается, когда приходит время для очередного технического обслуживания ТС. Этот индикатор чисто информационный, его сбрасывают после ТО.
Индикатор спуска/подъема. Пиктограмма выполнена в виде машины, установленной наклонно вверх либо вниз. Присутствует в моделях, оборудованных системами помощи при трогании с места и поддержания постоянной скорости. Зеленый свет значков свидетельствует об их исправном состоянии.
Предупреждающая группа
Сюда входит 8 значков:
Значок руль. Может гореть желтым и красным цветом. В первом случае индикатор сообщает о необходимости адаптации, во втором (к покрасневшему символу руля прибавляется восклицательный знак) — об отказе системы гидро- или электроусилителя. При этом крутить руль становится тяжело.
Иммобилайзер — автомобильчик с силуэтом ключа по борту. В закрытой машине значок мигает, сигнализируя о нормально работе противоугонной системы. Если он находится в состоянии непрерывного свечения, значит имеет место одна из проблем — не идентифицируется метка ключа, неисправна система противоугона либо не работает иммобилайзер.
Значок ручника — буквенный символ «Р», заключенный в полный круг и две наружные дуги. Загорается в двух случаях: когда машина стоит на ручном тормозе или есть некоторые неисправности — изношены тормозные колодки, обнаружен недостаток тормозной жидкости. Если ручник в ТС электронный, значок загорится при сбое в работе сенсора или концевика.
Значок охлаждающей жидкости — представлен на панели в двух вариантах. Шкала термометра в волнах загорится красным цветом, если в системе охлаждения мотора температура превысит границу допустимого. Изображение расширительного бачка с волной жидкости на дне светится желтым цветом при критическом снижении уровня охлаждающей жидкости с системе. Иногда этот значок выдает ложную информацию, а на самом деле имеет место сбой работы датчика или поплавка в бачке. Если шкала термометра светится синим цветом, мотор не прогрет, и эксплуатировать его на высоких оборотах с нагрузкой не рекомендуется.
Значок омывателя – изогнутая ванночка с фонтанчиком из центра дна. Сообщает о недостаточном объеме жидкости для омывания стекла. Этот индикатор также может вводить в заблуждение водителя, если на контактах сенсора уровня образовался налет. Некоторые производители настраивают в своих моделях датчик на определенный тип стеклоомывающей жидкости. И тогда при попытке смены марки омывателя тоже загорается этот значок.
Индикатор антипробуксовочной системы. В зависимости от марки автомобиля может иметь вид треугольника с восклицательным знаком внутри и скобках снаружи со стрелочкой на левом конце либо группы буквенных символов ASR. Встречается и третье исполнение значка — в виде машинки на скользкой дороге. Если такой значок на панели приборов горит постоянно, система находится в состоянии полного бездействия.
Значок катализатора – имеет вид прямоугольника, разомкнутого по коротким сторонам, над которым поднимается пар. Загорается, когда каталитический элемент перегрет. К этому приводят неисправности в системе зажигания либо плохая пропускная способность сот. Одновременно с загоранием индикатора резко падает мощность двигателя, а при полном выходе катализатора из строя еще и расход топлива резко возрастает.
Значок выхлопных газов. Выполнен в виде схематичного изображения выхлопной трубы, окутанной клубами дыма. Теоретически он должен сигнализировать о сбое в системе фильтрации выхлопных газов. На практике индикатор срабатывает при заправке некачественным топливом и выходе из строя сенсора кислорода. Система отслеживает пропуски воспламенения топливной смеси, приводящие к увеличению содержания вредных веществ в выбросах. Ситуация не требует немедленного реагирования, но и затягивать с поиском причины не следует.
Группа значков, сообщающих о неисправности
Схематичное изображение аккумулятора. Загорается при падении напряжения в бортовой сети. Часто эта неисправность возникает, когда отсутствует заряд АКБ от генератора. Потому-то и называют этот индикатор «значком генератора». У машины с гибридным двигателем под изображением помещают надпись «MAIN».
Красная масленка. Информирует о критическом падении уровня моторного масла. Может загораться при запуске двигателя либо во время движения автомобиля. В некоторых моделях масленка дополнена капелькой, в других – волнами в нижней зоне значка. Могут стоять буквы L (низкий) и H (высокий), надписи min, oil level, senso. Значок загорается, когда сбоит система смазки, упало давление или снизился уровень масла.
Значок подушки. Существует в трех вариациях: в виде красного человечка, сидящего в кресле, с красным кружочком, расположенным перед ним, надписи SPS или AIR/BAG. Горящим значком бортовой компьютер предупреждает водителя, что система пассивной безопасности не работает и при ДТП защиты можно не ждать. Если система безопасности исправна, значок загорается в момент включения зажигания, а затем гаснет. Отсутствие индикации свидетельствует об отключении светодиода подушек безопасности. На это следует обратить внимание во время покупки ТС с пробегом: нерабочий индикатор уличает продавца в попытке скрыть от покупателя серьезной аварии. Если лампочка загорается и гаснет одновременно с ABS или любой другой системой, скорее всего индикатор подушек привязали к ним намеренно с целью создания видимости нормальной работы Airbag.
Значок восклицательный знак в треугольнике или круге со скобками. Он может нести разную информацию. Красный восклицательный знак в круге оповещает о неисправности тормозной системы. Двигаться дальше после такого предупреждения опасно, необходимо сначала выяснить причину срабатывания индикатора. Возможно, водитель оставил поднятым ручной тормоз, или упал уровень тормозной жидкости. А возможно, просто изношены колодки. Не исключено повреждение тормозного шланга — и это самая серьезная поломка, требующая срочного вмешательства мастера.. Но не исключена и ложная тревога, возникшая в результате выхода из строя поплавка.
Значок ABS в кружке. Если он загорелся, значит, появились неполадки в антиблокировочной системе колес. Движение продолжать можно, но надеяться на срабатывание ABS не приходится. На работу тормозов эта проблема влияние не оказывает.
Значок ESP. Включенный индикатор сообщает о сбоях в системе стабилизации. Чаще всего это касается сенсоров угла поворота и включения стоп-сигнала. Самая серьезная поломка — выход из строя датчика давления тормозной системы.
Значок двигателя. По-другому его называют индикатором инжектора или check. Если он горит желтым цветом во время работы мотора, имеет место сбой в электронных системах. Установить причину работы индикатора можно самодиагностикой либо проверкой на компьютере.
Группа информационных индикаторов в машинах с дизельным двигателем
Значок свечей накала. Он похож на двухвитковую винтовую пружину. Загорается, как только водитель включает зажигание. Пока индикатор не погаснет, мотор не запустится.
Значок DPF (Diesel Particulate Filte). Выполнен в виде схематичного изображения фильтра. Если он загорелся, сажевый фильтр выработал свой ресурс и его надо заменить.
Значок, предупреждающий о содержании воды в топливе. На нем изображена бензоколонка с тремя каплями справа от нее. Индикатор может также гореть, когда пришла пора для сервисного обслуживания системы очистки топлива.
Значок EDC. Указывает на поломку в системе электронного управления впрыска дизтоплива. Мотор при этом глохнет либо вовсе не заводится. Причиной неисправности может служить неисправная форсунка, клапан на топливном насосе, завоздушивание ТС или загрязнение топливного фильтра.
Значок T-BELT. Оповещает о необходимости натянуть или заменить ремень ГРМ.
Индикаторы внешних световых приборов
Значок наружного освещения. Зеленое «солнышко» сообщает о нормальной работе фар. Если рядом с этим индикатором загорается второй (желтый) — в виде перечеркнутой лампочки — либо одна из ламп наружного освещения не работает, либо подвох кроется в электросети контура.
Значки ближнего и дальнего света. На картинке — контур профиля фары, из которой вырывается сноп света. Под изображением помещена надпись AUTO. Вместо нее на значке может стоять буква А. Если индикатор горит зеленым светом, система автоматического переключения ближнего и дальнего света активирована.
Значок наклона фар. Похожий на предыдущий индикатор, только без буквенных символов и со стрелками, показывающими вверх и вниз. Горит желтым цветом — значит, неисправна система авторегулирования угла наклона светового луча.
Значок задних фонарей. Если на приборной панели загорелась пиктограмма в виде желтого автомобильчика (вид сверху) с лучами такого же цвета в зоне расположения стоп-сигнала и фонарей заднего хода, значит, хотя бы одна из ламп вышла из строя.
Индикация в автомобилях с автоматической трансмиссией
Значок АТ. Желтая надпись свидетельствует о серьезных поломках в АКПП, Дальнейшее движение автомобиля лучше прекратить.
Значок А/Т Р. Загорается при переводе ручки селектора автомата в режим «Р» (паркинг). Установлен на приборной панели полноприводного ТС, в котором предусмотрен ряд пониженных скоростей. Когда рычаг занимает положение N, автомат блокируется.
Значок аварийного режима. Если в коробке недостаточно масла, перегрев, вышел из строя один из сенсоров или обнаружилась другая проблема, система переводит машину в аварийный режим. Она может двигаться только на минимальной скорости, одной передаче и самых низких оборотах мотора. Цель системы — уберечь АКПП от дальнейшего разрушения.
Что делать, если вышла из строя приборная панель
В моделях известных брендов щиток отказывает крайне редко. Но иногда происходит невероятное, и приборная панель становится безжизненной. Такое может случиться даже с машинами немецкого производства. И не всегда этот казус происходит рядом с сервисным центром.
Действия водителя, попавшего в непростую ситуацию, рассмотрим на примере Opel Corca D. На приборную панель этой модели выведено более 40 значков и индикаторов. Оставшись без их подсказок, водитель перестает контролировать работу всех систем. Продолжать движение в таких условиях рискованно, а вот попробовать устранить проблему самостоятельно можно. Делать надо следующее:
- Заглянуть в салонный блок и проверить состояние плавких предохранителей. Если в бортовой сети произошел скачок напряжения, они могли перегореть.
- Проверить электропроводку на предмет расшатываний и растрескиваний, повреждений, окисления клемм.
- Проконтролировать подачу питания от ЭБУ на панель.
- Минусовую клемму отсоединяют от аккумулятора.
- Аккуратно поддевают подушку безопасности и отключают ее. Работать надо осторожно,
- Сняв открывшийся фиксатор, вынимают с посадочного места руль.
- Демонтируют кожухи рулевой рейки. Они фиксируются с помощью пластиковых зажимов,поэтому действовать надо очень осторожно.
- Вооружившись отверткой, откручивают нижнюю часть пластика и снимают его с автомобиля.
- Пластиковую накладку отщелкивают и тоже удаляют.
- Открывшиеся крепежные винты откручивают и отодвигают в сторону щиток.
- Отключают контактную группу проводов и снимают приборную панель с машины.
Если перечисленные действия не принесли результатов, придется снимать приборку. Панель «Корсы» демонтируют в следующем порядке:
Сборка производится в обратном порядке. Все клеммы тщательно фиксируются. Обычно после переборки панель функционирует нормально. Если и в этом случае ситуация не изменилась, придется отправляться к мастеру.